УДК 82-3
Д.Т. Велиева, Ш.А. Мазанаев
Образ дома. Художественная эволюция от дома-избы к дому-России в тетралогии Ф. Абрамова «Братья и сестры»
Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; veliyeva.dilshad@mail.ru
В статье рассматривается образ дома как один из ключевых в художественно-идейной концепции тетралогии «Братья и сестры». Дом в прямом и переносном смысле расширяет семантический фокус и доводится до широкого обобщения от дома–места обитания до дома–страны. В заключительной части тетралогии, объединенной общими местом и героями, продолжаются тревожные думы автора о чести, совести, достоинстве и гуманизме. На протяжении трех десятков лет не расставался Абрамов со своими любимыми героями, которым постоянно приходилось доказывать необходимость коренного перелома страны, в частности русской деревянной «избы».
Отношение к дому определяет характер героев и обосновывает абрамовские симпатии в изображении любимых персонажей «Братьев и сестер».
Распад духовно-нравственных ценностей в заключительном романе «Дом» противопоставляется единству народа и моральных идеалов крестьянского сознания в первой части цикла.
Образ дома в тетралогии «Братья и сестры» выступает духовным портретом семьи Пряслиных. Его атмосфера раскрывается в зависимости от отношения каждого представителя семьи к главной ценности крестьянского труженика – к дому. Стойкость малого пряслинского дома становится возможной только путем обретения дома общенародного, и эрозия ценностей Пряслиных обусловлена не только патриархально-нравственными, но и религиозно-философскими причинами.
Ключевые слова: дом, художественный образ, семейная повествовательная линия, «деревенщики».
UDK 82-3
D.T. Veliyeva, Sh.A. Mazanaev
The Image of the House. Artistic Evolution From the House-Hut to the House-Russia in F. Abramov's Tetralogy "Brothers and Sisters"
Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; veliyeva.dilshad@mail.ru
The article considers the image of the house as one of the key ones in the artistic and ideological concept of the tetralogy "Brothers and Sisters". The house literally and figuratively expands the semantic focus and is brought to a broad generalization from the house-habitat to the house-country. In the final part of the tetralogy, united by common place and heroes, the author's disturbing thoughts about honor, conscience, dignity and humanism continue. For three decades Abramov did not part with his favorite heroes, who had to prove the need for a radical change of the country, in particular the Russian wooden "hut", from page to page.
The attitude to the house determines the temper of the characters and justifies Abramov's sympathies in the depiction of the beloved characters of "Brothers and Sisters"
The disintegration of spiritual and moral values in the final novel "House" is contrasted with the unity of the people and the moral ideals of peasant consciousness in the first part of the novel cycle.
The image of the house in the tetralogy "Brothers and Sisters" acts as a spiritual portrait of the Pryaslin family, its atmosphere is revealed based on the attitude of each representative of the family to the main value of the peasant worker – to the house. The persistence of the small Praslin house becomes possible only by acquiring a nationwide house, and the erosion of the values of the Praslin is due not only to patriarchal-moral, but also religious-philosophical reasons.
|