УДК 391.2
Р.И. Сефербеков
Современная культура питания сельского населения Дагестана: традиционное и новое
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; ruslan-seferbekov@rambler.ru
В статье отмечено, что конца XX века и по настоящее время под воздействием происходивших в стране общественно-политических процессов, а также под влиянием глобализации и урбанизации в системе и модели питания сельского населения Дагестана произошли определенные изменения, связанные с появлением новых блюд, способов их обработки, консервации и доставки. В повседневном быту, при приеме гостя, на свадебных торжествах, календарных и религиозных праздниках сохраняются традиционные блюда. В связи с этнокультурным взаимодействием и взаимовлиянием, ускорением темпов урбанизации и глобализации в новейшее время наметилась тенденция к интернационализации системы питания народов Дагестана. В то же время некоторые блюда, отличающиеся высокими вкусовыми качествами, стали популярными у всех дагестанских народов и претендуют на роль пищевых брендов.
Одну треть пищи сельского населения Дагестана составляют заимствования из азербайджанской (особенно у народностей Южного Дагестана), русской (в основном с советского послевоенного времени) и мировой кухни. Автор приходит к выводу, что процессы всевозрастающего воздействия международного культурного и информационного обмена на социальную действительность привели к тому, что в питании дагестанцев получили распространение блюда, не свойственные традиционной дагестанской национальной кухне.
Особым видом культуры питания является обрядовая пища календарных и мусульманских религиозных праздников.
В целом современный состав пищи и предпочтения в еде еще раз подчеркивают земледельческую модель питания большинства народов Дагестана и то, что она является наиболее консервативным элементом их материальной культуры.
Ключевые слова: материальная культура народов Дагестана, система и модель питания, социокультурные процессы, глобализация, урбанизация, трансформации.
UDK 391.2
R.I. Seferbekov
Modern Food Culture of the Rural Population of Dagestan: the Traditional and New
Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 45; ruslan-seferbekov@rambler.ru
From the second half of the 80s of the XX century to the present, under the influence of the socio-economic and socio-political processes taking place in the USSR and Russia, as well as under the influence of globalization and urbanization, certain changes have occurred in the system and model of nutrition of the rural population of Dagestan – the emergence of new dishes, methods of their processing, preservation and delivery. At the same time, dishes of traditional Dagestan cuisine are preserved in everyday life, when receiving a guest, at weddings, calendar and religious holidays, products harvested for the winter.
In connection with ethnocultural interactions and mutual influences, the acceleration of the pace of urbanization and globalization in recent times, there has been a tendency towards the internationalization of the food system of the peoples of Dagestan. At the same time, a number of dishes of high taste have become popular among all ethnic groups of the republic and claim the role of food brands in Dagestan.
Approximately one third of the food of the rural population of Dagestan is borrowed from Azerbaijani (especially of the peoples of Southern Dagestan), Russian (mainly from the Soviet post-war period) and world cuisines.
The process of the ever-growing impact of international cultural and information exchange on social reality has led to the fact that in recent decades dishes from world cuisine unusual for the traditional Dagestan national cuisine have become widespread among the rural population of Dagestan.
There has been a tendency towards blending of certain types of traditional Dagestan food due to the mutual influences and mutual enrichment of the components of the material cultures of the peoples of Dagestan. A special type of food culture is the ritual food of Muslim religious holidays.
In general, the modern composition of food and its preferences once again emphasize the agricultural model of nutrition of the majority of the peoples of Dagestan and the fact that it is the most conservative element of their material culture.
|